28 мая, пятница  |  Последнее обновление — 19:49  |  vz.ru
09:41 Разработан проект развития отечественной ядерной медициныВсе новости лентой
Читайте также

Правила жизни без стресса для самых занятых

Дикая усталость, постоянное напряжение от многочасового сидения у компа - если избежать этих стресс-факторов трудно или невозможно, то изменить реакцию на них легко

Экология психологии

Как в бесконечном потоке важных и неотложных дел вычленить главное и не дать потоку тебя поглотить?

Все статьи
Юрий Овечкис
Специалист по стереокино
Доктор технических наук, заведующий лабораторией визуализации изображений ОАО «Научно-исследовательский кинофотоинститут»
Послать письмо автору

3D – проблемы в полном объеме

Пока счетчик сборов «Аватара» крутится с бешеной скоростью, в СМИ тут и там проскальзывают слухи о странных последствиях для здоровья зрителей 3D-кино. В Великобритании 3 млн зрителей обратились с жалобами на плохое самочувствие после просмотра 3D-версии «Аватара». У 42-летнего тайваньца случилось кровоизлияние в мозг, и он скончался! Неужели просмотр модной новинки может привести к столь фатальным последствиям? ВЗГЛЯД-Здоровье обратился за разъяснениями к независимому эксперту.

Что конкретно произошло с жителем Тайваня, лично мне неизвестно. Как неизвестно, что послужило причиной ухудшения самочувствия британцев, обратившихся с жалобами. В любом случае, однозначно заявлять, что фильмы в формате 3D вредны для здоровья – некорректно. Но, безусловно, любой стереофильм, к сожалению, может быть неправильно сделан или неправильно показан.

Ведь стереокино – это обман. Вам показывают две плоские картинки, а вы своим зрительным аппаратом «сбиваете» их в одно изображение. Это дополнительная нагрузка на зрительный анализатор. Поэтому если видеоряд недостаточно качественно построен, или при демонстрации фильма нарушаются технологии, то возможно ухудшение самочувствия.

Конечно, это не может носить массового характера, чтобы все люди в зале как один почувствовали головную боль и тошноту. Это индивидуальные реакции, но они возможны.

Главная проблема в том, что у нас в России нет обязательной сертификации кинотеатров, равно как отсутствуют узаконенные стандарты на технологию стереосъемки. Зачастую стереофильмы показывают в стереозалах, не соответствующих необходимым требованиям. Например, устройство, воспроизводящее стереокино, в несколько раз (в два−три, а то и в пять!) понижает яркость изображения на экране по сравнению с обычным кино, а это может существенно утомить наши глаза.

«Технические возможности кинематографа постоянно совершенствуются, и важно, чтобы они соответствовали нашим физиологическим возможностям восприятия»

Важно и то, что во время просмотра вы, скорее всего, не сидите полностью неподвижно, а слегка двигаетесь вправо-влево, при этом картинка начинает искажаться, но не так, как она искажается в жизни. Такое положение вещей непривычно для мозга.

Есть еще ряд технических факторов, связанных со стереокино, которые влияют на наш организм – им было посвящено множество исследований. Ведь этот вопрос не сейчас возник, специалисты интересуются им с 50−60-х годов прошлого века, когда стали показывать стереофильмы.

Эти проблемы сохраняются и в современных цифровых фильмах формата 3D, и к ним прибавляются новые трудности: например, при просмотре цифрового фильма возникает эффект мелькания картинки, вредный для зрения, а именно поочередное восприятие изображения правым и левым глазом… Этим особенностям еще будут посвящены дополнительные исследования, но уже сейчас с уверенностью можно сказать: если фильм снят с соблюдением всех технологических тонкостей (а специалисты, смотревшие тот же «Аватар», считают, что он сделан на хорошем уровне) и демонстрируется с использованием качественной аппаратуры, то ни о каком массовом вреде для здоровья речи нет. Но, разумеется, если у человека есть проблемы со зрением, особенно с бинокулярным, у него могут возникнуть неприятные ощущения.

В стереокино есть специальные расчеты, определенные требования: например, существуют ограничения «ухода» точки изображения в сторону зрителя или, наоборот, за экран. Имеет значение и то, постепенно ли появляется в поле зрения какой-то предмет или «выскакивает» резко и неожиданно … В советские времена для съемок стереофильмов привлекали специалистов, в том числе и из нашего института, и тогда все условия соблюдались, все было сделано безупречно.

Проблема ведь касается не только видеоряда, имеет значение и звуковое оформление современных фильмов, в частности, избыток или резкий перепад громкости, разборчивость речи и пр. Технические возможности кинематографа постоянно совершенствуются, и важно, чтобы они соответствовали нашим физиологическим возможностям восприятия, не давали чрезмерной информационной загрузки.

Современные 3D-фильмы – это не просто «объемная картинка» и «эффект присутствия», это мощное воздействие и на зрительный анализатор, и на слух, и на нервную систему.

Некорректно сказать, что 3D – вредный формат. Основная проблема – не в его технических характеристиках, а в отсутствии контроля за тем, как снимают эти фильмы и как нам показывают. Увы, при нынешней законодательной базе нет надежды, что в обозримом будущем этот контроль будет установлен.


 


 
Взгляд