28 мая, пятница  |  Последнее обновление — 19:49  |  vz.ru
09:41 Разработан проект развития отечественной ядерной медициныВсе новости лентой
Читайте также

ВОЗ сеет панику

Как медик я должен вам говорить, что все ужасно, давайте деньги, срочно, нам нужны миллиардные ассигнования, вы нас – и население, и медиков, пожалуйста, спасите.

Выставка пациентов психушки

Идея арт-терапии в том, что когда человек рисует, он исцеляется

Прививки от страха

В Московской, Тюменской, Брянской, Воронежской областях и Алтайском крае в понедельник началась вакцинация от A/H1N1. Первыми будут привиты социальные работники и студенты старших курсов.

Все статьи

Отверженные. Дети и собаки

Скопируйте код и вставьте в свой блог:

Недавно в России стартовал социальный проект «Империя А». В его рамках планируется создание первого загородного реабилитационного комплекса для безнадзорных детей, в котором будет и приют для домашних животных. Пока что готов архитектурный проект, идет поиск источников финансирования.

Почему такое странное сочетание – дети и животные? Дело в том, что именно они – самые бесправные и зависимые. У первых возникают конфликты с родителями и обществом, что порой приводит к уходу из дома и беспризорности. Что касается животных, то у всех на слуху маловменяемые бабушки с десятками собак или кошек в квартире, где звери не получают ни достаточно корма, ни адекватного ухода. Все они смогут временно или навсегда перебраться в «Империю А».

Но авторы проекта ставят целью не только собрать обездоленных и отверженных. Для детей планируется зоотерапия. Разумеется, «терапевтами» будут не любые животные из приюта, а специально подготовленные собаки под руководством соответствующих инструкторов. Такой психотерапевтический курс для работы с девиантными подростками уже проработан и апробирован в других центрах.

Как выглядит кинотерапия (зоотерапия с использованием собак)? Завесу тайны приподнял Юрий Карепин, эксперт Российской кинологической федерации, президент кинологического центра «Ордынцы», в котором уже не первый год проводятся занятия для детей-инвалидов, трудных подростков и многих других. «Группа детей подбирается по возрасту. Для начала проводим «Курс юного кинолога» – рассказываем детям, что такое собака, как с ней правильно обращаться, как ухаживать, расчесывать, кормить. Все это наглядно, все наши семь собак (шелти, карликовый пинчер, фокстерьер, лабрадор, ротвейлер, немецкая и среднеазиатская овчарки) активно участвуют. Сначала дети общаются с мелкими собаками, потом с большими. Тем, кто боится собак, вообще дают игрушечную собаку, потом уже ведут к настоящим. При этом все собаки абсолютно безопасны и полностью социализированы. Мы их очень тщательно отбирали, тестировали и потом готовили к работе с детьми. Критерий отбора – прежде всего здоровая нервная система (т. е. отсутствие страха и агрессии) и высокий болевой порог – ведь неопытный ребенок может, например, расчесывая, дернуть за шерсть».

Второй курс — спортивный. Дети учатся управлять собакой, например, в аджилити. Это вид спорта, где дрессировщик ходит по трассе и указывает на препятствия в различной последовательности, а собака их преодолевает. Препятствия – барьеры, бум, лестница, качели, труба, через которую надо проползти, и даже прыжок сквозь большое кольцо. Собаки приносят своим юным дрессировщикам апорт, берут след и т. п. Разумеется, собак заранее обучили профессиональные дрессировщики, то есть детям они по уже знакомым командам показывают имеющиеся навыки. Для подростков проводятся соревнования, и для них это сильная мотивация.

«У детей с проблемами в поведении, как правило, нет взаимодействия с родителями, взаимопонимания, – говорит психолог-психотерапевт Людмила Ращевская. – Кстати, потенциальная группа риска, будущие «трудные подростки» – это гиперактивные дети. У них много проблем с вниманием, усидчивостью, дисциплиной, обучением. У них высокий уровень протестности, они все время пытаются заявить о себе как яркой личности, но обычными путями у них это не получается. При занятиях с собакой эти детишки все свое рассеянное внимание, всю свою энергию реализуют на питомце. При этом им очень важно, что животное их слушается, что оно выполняет команды, и они вместе достигают результата.

«Так, может, проще завести дома собаку, пусть ребенок «выпускает пар»?» – порой думают родители таких детей. Оказывается, не все так просто. «Одно дело – приехать на занятия и провести ограниченное время со здоровой, ухоженной, обученной собакой, – говорит Людмила Ращевская. – Совсем другое – держать животное дома. За ним надо постоянно ухаживать, гулять, а у детей желание может быть непостоянным, порывистым. «Обязаловка» превратит собаку в наказание, в обузу, а не в удовольствие и выход энергии».

«Вообще, прежде чем заводить собаку для ребенка, надо очень многое взвесить, – дополняет Юрий Карепин. – Кормление, прогулки, прививки – все это требует времени и денег. Кроме того, даже домашнего любимца, который не будет выступать ни в каком спорте, надо обучать. Он должен быть послушен, подходить по команде. Живя в городе, он не должен бояться толпы людей, петард, велосипедистов, машин, поездок в автобусе. Для этого собаку надо еще в раннем возрасте, щенком, социализировать. То есть еще малышом брать на руки, позже уже на поводке – и ходить у метро, у торговых центров, около играющих детей и спортплощадок, ездить с ним в транспорте, приучая ко всему относиться спокойно. Иначе собака будет не другом, а источником проблем».

Именно так и готовились все собаки в центре «Ордынцы». И результаты впечатляют. Кинотерапия благотворно влияет на детей, страдающих аутизмом: животным надо отдавать команды, так что хочешь, не хочешь, а начинаешь общаться. «Нам довелось поработать с глухонемыми ребятишками, — рассказывает Юрий Карепин. — Записали им все клички собак и все команды, они их выучили. Приехали сначала такие замкнутые, необщительные, а тут стали общаться и с собаками, и друг с другом, и с нами потом. Собаку ведь не надо учить общаться с детьми: она сама подойдет, приласкается, позовет ребенка играть».

Семилетний шелти Викинг (на фото) из центра «Ордынцы» – прирожденный доктор. Он выполнял мои команды с таким удовольствием, что даже у меня, далеко не ребенка, самооценка повысилась. Как приятно, что тебе не только слушаются, но и радуются этому! Неудивительно, что даже дети, изначально не любящие собак, со временем привязываются к ним и начинают дружить. А собаки всегда отвечают искренней привязанностью и готовностью принять ребенка таким, какой он есть – «трудным», замкнутым, гиперактивным… Не требуя ничего взамен.


 


 
Взгляд