28 мая, пятница  |  Последнее обновление — 19:49  |  vz.ru
09:41 Разработан проект развития отечественной ядерной медициныВсе новости лентой
Читайте также

ВОЗ сеет панику

Как медик я должен вам говорить, что все ужасно, давайте деньги, срочно, нам нужны миллиардные ассигнования, вы нас – и население, и медиков, пожалуйста, спасите.

Выставка пациентов психушки

Идея арт-терапии в том, что когда человек рисует, он исцеляется

Прививки от страха

В Московской, Тюменской, Брянской, Воронежской областях и Алтайском крае в понедельник началась вакцинация от A/H1N1. Первыми будут привиты социальные работники и студенты старших курсов.

Все статьи

Крупномасштабная реформа здравоохранения глазами премьера

Скопируйте код и вставьте в свой блог:

Хотя гуляющая по Москве эпидемия ОРВИ не обошла премьер-министра, простуда не помешала ему прийти в Государственную думу с ежегодным отчетом о проделанной правительством в кризисный 2009 год работе.

Прокашлявшись, премьер начал отчет, и к моменту сообщения о серьезных, крупномасштабных преобразованиях в отечественной медицине голос премьера звучал привычно четко, ровно и уверенно. Эта часть отчета была названа им «очень существенной».

Учитывая катастрофическое демографическое положение страны, преобразования эти абсолютно необходимы, и можно рассчитывать, что государство за ценой не постоит. Как с гордостью объявил премьер, в отличие от большинства западных стран, Россия в кризисном году увеличила социальные расходы. Не упомянув, однако, что даже при этих обстоятельствах наши социальные расходы пока еще несопоставимы с западными.

Явный фаворит правительства – работающий с 2006 года приоритетный Национальный проект «Здоровье». Он действительно показал свою эффективность. В его рамках строятся высокотехнологичные медицинские центры по всей стране, закупается и осваивается новое оборудование, поднимаются зарплаты медицинским работникам, идут попытки пропаганды здорового образа жизни. И премьер заверил депутатов, что «проект будет не только продолжен, но и кардинально усилен. Считаю реализацию этой программы важнейшей, ключевой задачей правительства, руководителей субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, парламента и депутатов всех фракций».

Мерило успеха – демографическая динамика. Статистика, приведенная премьером, говорит сама за себя: «В 2009 году в России родились 1 миллион 762 тысячи детей – это на 50 тысяч больше, чем годом ранее. А смертность уменьшилась на 3 процента. В 1998-м (я уже говорил как-то об этом), также кризисном году, всё было совсем наоборот. Смертность тогда выросла на 8%, а рождаемость сократилась на 5,3%.

Когда была предложена демографическая программа, наверное, многие сидящие в зале помнят об этом, нам часто приходилось преодолевать скепсис и неверие в возможность изменить ситуацию к лучшему. Однако результат есть. И он даже лучше, чем во многих других странах, которые пытаются проводить демографические программы… Ожидаемая продолжительность жизни достигла 69 лет. Напомню, ожидаемая продолжительность жизни в 1995 году составляла 64,5 года. Может быть, не ахти какое изменение, но все-таки заметное».

Реалии российской жизни последних десятилетий привели к тому, что возможности роста рождаемости в ближайшие 20 лет существенно ограничены: родителями будут становиться «дети демографической ямы», которых просто объективно мало. Поэтому второй этап демографической концепции РФ, рассчитанный до 2015 года, ставит целью, по мере возможностей поддерживая и повышая рождаемость, добиться роста продолжительности жизни в России до 71 года. Многие эксперты смотрят на эти планы скептически. Всероссийская перепись населения, которая пройдет в октябре 2010 года, вероятно, прояснит положение и перспективы. Как сказал Владимир Путин, «её итоги будут в полной мере использованы при разработке дальнейших инициатив в демографической и социальной сферах».

Приводя данные о доступности высокотехнологичной медицинской помощи (об этом же несколькими днями раньше премьер говорил на совещании по поводу модернизации здравоохранения), он не скрывал оптимизма. Если несколько лет назад высокотехнологичная помощь была доступна 10% россиян, то сегодня она доступна уже 60%, а к 2012 году этот показатель должен вырасти до 80%. В прошедшем году были построены высокотехнологичные медицинские центры – в Астрахани и Чебоксарах, а также перинатальные центры в Иркутске и Калининграде. К 2012 году должны быть введены в строй еще 11 подобных центров.

Учитывая, что в большинстве случаев эти центры не могут работать в полную мощность вследствие, во-первых, элементарной нехватки кадров, а во-вторых, недостаточной квалификации этих кадров, положительный результат их деятельности все же есть: высокотехнологичные операции спасают жизни, а кадры медленно, но верно обучаются.

Похоже, премьер и сам был удивлен, что врачи, оказывается, готовы работать в городах, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, если им предоставляется отвечающее сегодняшним требованиям оборудование и профессиональные возможности. «Честно говоря, я просто смотрю на это с удовлетворением, ведь удается собрать там такие мощные, такие дееспособные медицинские коллективы. Вроде, казалось, у нас Москва, Петербург, еще пара городов, и все – где людей взять? Мне в свое время говорили: не надо все распылять по территории страны, − а работает, и работает очень эффективно. Все люди получили блестящее образование – и у нас в стране, и за рубежом, практику получили и там, и там. Переезжают не в такие уж большие центры из Москвы, из Санкт-Петербурга... Реально по стране создается сеть высокотехнологичной медицинской помощи».

С вопросов о достигнутом премьер перешел к предельно животрепещущей теме о готовящихся реформах, о том, что же за модернизация ждет наше здравоохранение в ближайшие пару лет. Ни для кого не секрет, что в течение последних лет в нем непрерывно что-то модернизируется: принимаются новые порядки оказания специализированной медицинской помощи, готовится глобальная реформа скорой помощи, принят закон о лекарствах, открываются центры здоровья и прочее.

Один из острейших на сегодняшний день вопросов в этой сфере – изменения в системе обязательного медицинского страхования. Соответствующий законопроект готовится Минздравсоцразвития и должен быть представлен на рассмотрение депутатов в этом году.

В этой связи премьер сказал: «Сейчас звучат предложения повременить с повышением взносов в Фонд обязательного медицинского страхования − с 3,1% до 5,1%. Так как для экономики, которая только начала переживать кризис, выходить из кризиса, это будет большой нагрузкой… Мы все-таки сделали для бизнеса паузу в 2010 году. Я считаю, что отказываться от уже принятого решения не имеет смысла».

Повышение страховых взносов на 2%, которое отложено до 1 января 2011 года, принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд рублей в ближайшие два года.

«Премьер предложил перечислять неработающим пенсионерам по тысяче рублей в год на «софинансирование» медицинских затрат»

Эти деньги составят дополнительный резервный фонд внутри Федерального фонда ОМС.

По словам премьера, «эти средства будут расходоваться на основе региональных программ по модернизации здравоохранения с учетом индивидуальных особенностей территорий».

Когда доходит до распределения средств внутри регионов и на усмотрение регионов, депутаты, как правило, настраиваются весьма скептически. Но глава правительства предложил конкретные рекомендации по освоению этих будущих полтриллиона рублей в ближайшие два года.

«На что можно было бы, на наш взгляд, потратить эти немалые средства? Первое. Сегодня более 30% всех лечебных учреждений страны находятся в аварийном или требующем капитального ремонта состоянии. И это несмотря на всё то, что уже было сделано в рамках национального проекта.

Многие поликлиники и больницы не имеют достаточного оборудования для оказания медпомощи в соответствии с современными требованиями. Поэтому в течение двух ближайших лет мы выделим около 300 млрд рублей на приведение всей сети здравоохранения страны в порядок…

Второе. На внедрение современных информационных систем в здравоохранении. На эти цели предполагается направить порядка 24 млрд рублей. Это позволит повысить эффективность использования средств, значительно улучшить организацию доступа граждан к услугам медицинских учреждений.

Третье. Еще 136 млрд рублей мы выделим на следующие, очень важные, на мой взгляд, задачи. Это повышение уровня обеспеченности стандартов предоставления медицинских услуг. Они включают такие статьи затрат, как заработная плата медицинского персонала, лекарства, питание больных, расходные материалы и диагностическое оборудование».

Кроме того, премьер предложил депутатам подумать над идеей создания еще одного фонда в рамках той же системы для неработающих пенсионеров, когда на лицевые счета пожилых граждан государство будет зачислять по одной тысяче рублей в год. «Эти деньги могут быть использованы в качестве соплатежа за медицинскую страховку. А если в течение определенного периода времени необходимости обращаться к врачу не будет, средства будут зачисляться на пенсионный счет гражданина». Осталось только уточнить у Владимира Владимировича Путина, в каких краях живут пенсионеры, «софинансирование» здоровья которых ограничивалось бы 1000 рублей в год, и эта тысяча в принципе была бы заметна в годовых затратах на здоровье пожилого человека…

Наиболее существенными грядущими изменениями в системе ОМС можно считать переход на полные тарифы, четкие определения госгарантий бесплатной медицинской помощи, и, наконец, сокращение административных расходов в медицине, поглощающих на сегодняшний день львиную их долю.

«С 2013 года дополнительные ресурсы, поступающие в Фонд ОМС, будут в основном направляться на увеличение текущего финансирования медицины. При этом мы должны максимально сохранить все те инвестиционные ресурсы, которые уже были предусмотрены в бюджетах всех уровней. Чтобы с поступлением наших денег субъекты оттуда ничего не вынимали», − сообщил премьер.

В связи с недавно принятым, тоже нашумевшим законом об обращении лекарств Владимир Путин сказал: «Новый закон устанавливает четкий и понятный механизм поступления на российский рынок современных препаратов, эффективно регулирует ценообразование на жизненно важные лекарства. Ставит барьер для фальсификатов и контрафакта. Кроме того, правительство разрабатывает комплексную программу развития фармацевтической промышленности. Наша задача – создать благоприятные условия для инвестиций в эту отрасль, увеличить выпуск качественных и доступных лекарств».


 


 
Взгляд