28 мая, пятница  |  Последнее обновление — 19:49  |  vz.ru
09:41 Разработан проект развития отечественной ядерной медициныВсе новости лентой
Читайте также

Проверено на мышах

Японские ученые заявляют, что нашли средство, которое справляется с гриппом A/H1N1 эффективнее, чем «Тамифлю»

Все статьи

Виртуальная реальность вместо анальгина

Скопируйте код и вставьте в свой блог:

Мы привыкли воспринимать виртуальную реальность как нечто фантастическое, игру. Однако и ей врачи нашли практическое применение.

Виртуальную реальность начали использовать в качестве… обезболивающего. И весьма успешно.

Представьте: человек, измученный хронической болью в спине, приходит к доктору. А тот, вместо того чтобы шуршать упаковкой от шприца и отламывать колпачок ампулы, источающей приторный больничный аромат, усаживает страдальца перед несколькими специальным образом расставленными мониторами, надевает на него наушники, откуда доносится жизнеутверждающий голос Пола Саймона, и говорит: «Вы сейчас играть будете. Надо снежками попадать во всех, кто вам подвернется: пингвинов, мамонтов, снеговиков. Ясно? И все пройдет». Нормальному человеку это покажется если не издевательством, то по меньшей мере свидетельством полной безнадежности положения.

Но виртуальность реально работает. Хотя ученым самим до конца пока еще и неясно почему. Но факт доказан исследованиями: пока люди в состоянии боли находились в предложенной им виртуальной реальности, одновременно шло магнитно-резонансное исследование их мозга – и зоны болевой активности достоверно сокращались! Это объективные данные. А самих людей просили оценить свою боль по десятибалльной шкале, где 0 – «не болит», перед началом процедуры и после «возвращения» (сеанс длится полчаса), и уровень боли снижался в среднем на пять баллов! Таковы субъективные данные.

«Погружение позволяет снизить уровень боли более чем наполовину – эффект, сопоставимый с эффектом кетамина (сильный обезболивающий препарат), – говорит доцент кафедры нервных болезней ММА им. И. М. Сеченова, доктор медицинских наук Алексей Данилов. – Можно возразить, что, мол, это просто отвлечение внимания, с таким же успехом можно смотреть интересный фильм или играть в GameBoy или Nintendo. Но специально были проведены исследования, и оказалось, что эффект Nintendo на 90% слабее! За счет чего работает виртуальная реальность? До конца этот вопрос пока не исследован. Но, вероятно, за счет более сильного и выраженного эффекта присутствия. Разумеется, чем совершеннее зрительные конструкции, чем больше анализаторов включено, тем глубже восприятие. Уже существуют технологии 4D, где подключаются тактильные ощущения. Но даже примитивная мультяшная картинка в технологии виртуальной реальности дает заметный эффект».

«Погружение позволяет снизить уровень боли более чем наполовину – эффект, сопоставимый с эффектом кетамина»

На самом деле наша психика устроена таким образом, что мы очень легко верим тому, что видим. Ведь восприятие внешнего мира у подавляющего большинства людей идет в первую очередь именно через зрение.

Идея использовать возможности развлекательной технологии с пользой для дела зародилась после трагических событий 11 сентября, когда очень хотелось, чтобы происходящее оказалось игрой, виртуальной реальностью, из которой легко вернуться в привычный мир. Для снятия посттравматического шока и стресса, для того чтобы люди смирились с потерями и со свершившимся, предлагалось вновь и вновь в виртуальной реальности переживать то, что произошло тогда.

Постепенно виртуальную реальность начали успешно применять для лечения фобий. А несколько лет назад основоположники метода: ученые из университета Сиэтла (США) Хантер Хоффман и Дэвид Паттерсон –попробовали применить виртуальную реальность вместо… наркоза в ожоговом отделении университетского госпиталя, когда нужно было обезболить пациента, которому наркоз противопоказан.

Как известно, обработка ожоговых ран – очень болезненная процедура и проводится под общим обезболиванием или в специальных ваннах, причем одной процедурой не обойтись, перевязки приходится повторять в течение недель и даже месяцев.

И вот во время этой манипуляции пациент надевает шлем или другое оборудование для виртуальной реальности – и «оказывается» на… северном полюсе. Вероятно, создателей метода вдохновил известный мультфильм «Ледниковый период». И в своей виртуальной реальности человек идет по ледяному каньону, видит мамонтов, пингвинов, динозавров, падает легкий снег, а он себе идет и кидает снежки во всех обитателей этого снежного царства. А пока он там ходит вдоль ледяных скал и сугробов, врач обрабатывает ожог – «сдирает» в буквальном смысле кожу – и боли нет! Откуда в вечной мерзлоте ожоги!

«Многие люди живут со своим диагнозом и приковывают себя, подобно слонам, к этой цепи, хотя могут ее оборвать»

Американцы, вдохновленные первым успехом, уже применяли свой «виртуальный наркоз» при хирургических вмешательствах в оториноларингологии, стоматологии, урологии, у детей и взрослых. Даже солидный пенсионер предпочтет кидаться снежками в мультяшных героев, чем чувствовать боль в девять баллов при манипуляциях на простате… Единственное на сегодняшний день выявленное противопоказание к «наркозу» такого рода – определенные проблемы со зрением. И, конечно, многочасовые полостные операции таким веселым образом тоже не обезболить.

Наибольшую перспективу для медицинского применения виртуальной реальности ученые сегодня видят в лечении хронической боли. Ведь это особое психологическое состояние – человек фиксируется на своей боли и уже не верит, что от нее каким-то образом возможно избавиться. Если не говорить об онкологических больных, в огромном количестве случаев хронической боли врачам не удается найти физиологических ее причин, то есть не исключено, что представления и память о ней «заклинило» где-то в сознании.

Не стоит строить иллюзий: поиграв в виртуальном мире в снежки, хронически больную спину не излечить раз и навсегда. Но, как говорит Алексей Данилов, «с помощью этой технологии мы можем хотя бы на полчаса убрать эту боль и показать пациенту, что он может сделать это без лекарств. Сначала с помощью виртуальной реальности, а затем и своими внутренними силами, с помощью тренинга и т. д. Это называется сдвиг когнитивных парадигм.

В старые времена в бродячих цирках, когда начинали дрессировать слонят, чтобы они не убегали, их привязывали цепью к колышку. Слоненок не мог выдернуть этот кол, потому что был маленький. Потом слоны взрослели, но привыкали к тому, что не могут вырваться. И были описаны случаи, когда даже во время пожара они не пытались убежать и сгорали. Потому что в сознании крепко сидела парадигма: вырваться невозможно. Так и многие люди. Живут со своим диагнозом и приковывают себя, подобно слонам, к этой цепи, хотя могут ее оборвать.

Существуют колоссальные возможности по изменению функционального состояния человека с помощью воображения. Почему одни люди после пластической операции кардинально меняют жизнь и меняются сами, а другие после столь же качественных операций все равно остаются недовольны собой? Потому что этот когнитивный сдвиг не происходит».

В общем-то, и этот эффект виртуальной реальности еще предстоит доказать ученым, и в настоящее время идут многоцентровые международные исследования. В том числе и в Москве: будут сравнивать две группы пациентов с хроническими болями в спине. В одной группе проведут стандартное лечение плюс виртуальная реальность (пять сеансов по полчаса в течение 10 дней), в другой – только стандартное лечение. Интересно, каковы будут результаты…

Но подобного рода «игры разума» с людьми, страдающими хронической болью, уже проводились. Например, при лечении хронической головной боли. Кстати, виртуальная реальность в этих случаях вряд ли поможет, поскольку при больной голове меньше всего хочется на что-либо смотреть… Итак, в группе пациентов с головной болью напряжения, которую связывают с напряжением мышц шеи, провели следующий эксперимент: прикрепили к мышцам электроды и вывели на мониторы. Таким образом, люди «увидели» степень напряжения своих мышц и видели, как при расслаблении этот уровень падает, как сами могут его регулировать. Через несколько сеансов у половины участников эксперимента программу «подкрутили» программу таким образом, что человек получал изображение, будто у него напряжение снижается, даже когда это не происходило. То есть он получал информацию о том, что напряжение снижено, значит, голова не болит. Как если бы он играл на пианино и, даже попадая мимо правильных нот, получал правильные звуки. Что удивительно, головные боли уменьшились в обеих группах практически в равной степени (92%).

«Проблема медицины ХХ века – мы слишком верим в субстанцию, – утверждает доктор медицинских наук Данилов. – А между тем иррациональные факторы работают: ожидания пациента, его установки. В США, например, если болит горло, рекомендуют глотать лед или есть мороженое. В нашей культуре – поят чаем с малиной. Я пробовал глотать лед – мне хуже стало! Потому что с детства был проникнут идеей, что будет хуже. «Правильные» установки или «неправильные» – оказывается, не самое важное. Американцам помогает лед, нашим – чай с малиной. А что такое боль в горле? Расширение сосудов. Лед сужает сосуды, а значит, снимает боль. Когда у нас ушиб, мы прикладываем лед – это нормально, а когда «горит» горло, по какому-то недоразумению пьем теплые напитки, еще больше расширяющие сосуды. Интерпретация иногда значит больше, чем объективные данные…»

Возможно, мы на пороге нового витка эволюции, когда постепенно смешиваются и взаимозаменяются технологии и живые ощущения, когда стирается грань между реальностью и виртуальностью, когда можно сбежать в виртуальный мир от любой проблемы и заботы. Чем ярче, объемнее и полноцветнее будет становиться мир виртуальный, тем более серой и томительной будет выглядеть живая реальность. И, возможно, виртуальная реальность тоже станет «отпускаться» по рецепту врача, как сильнодействующее средство. Далеко ли уведут нас эти чарующие игры разума?

Болевая активность мозга (нажмите, чтобы увеличить)


 


 
Взгляд